Группа Комета МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»
|
Выступление на РМО «Техника ниткографии как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» 2016 г.Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Такие авторы, как М. М. Безруких, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова, Л. В. Антакова-Фомина, С. П. Ефимова, М. М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т. к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Выполняя пальчиками различные упражнения, (массаж, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина), а так же задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук, (разные виды плетений из бумаги), дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Вопросы развития мелкой моторики детей изучались С. Е. Большаковой, Г. Г. Галкиной, О. И. Крупенчук, И. С. Лопухиной, Н. Г. Метельской, Т. А. Ткаченко, Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквириной, В. В. Цвынтарным. По мнению исследователей, следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Для достижения данной цели необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики, а также игровые приемы в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Художественно-творческая деятельность предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики детей. Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать ниткографию. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Этим определяется связь ниткографии с коррекционным обучением. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Нитки - безопасный и очень доступный материал для детского творчества. Они добавляют большое разнообразие в аппликативную технику. Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач: совершенствовать зрительное восприятие детей; развивать зрительно-моторную координацию; формировать плавность, ритмичность и точность движений; развивать моторику и подготавливать руку ребенка к письму. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству. Работа требует усидчивости, кропотливости, аккуратности, терпения. У детей заметно развивается глазомер, абстрактное мышление, концентрация внимания. Ниткография может быть доступна детям с трёхлетнего возраста. Аппликация в технике ниткографии вызывает очень большой интерес у малышей. Если ребёнок не может нарезать самостоятельно нитки или намазать клей чётко по контурному изображению, на помощь приходит взрослый. Это будет совместная работа, когда малыш выполнит те этапы работы, которые ему доступны. Вначале ребенок может разматывать клубок с нитками или распускать кусок трикотажной ткани, а взрослый нарезает нитки и намазывает клей, после чего ребенок самостоятельно заполняет пространство нарезанными нитями. Ребёнок постарше может самостоятельно выполнить все действия от нарезания ниток до выкладывания изображения. Получаются очень красочные, необычные работы. Обучение рисованию с помощи нити следует начинать с работы по готовому образцу. Взрослый показывает ребенку уже готовую «картинку» для того, чтобы он ее скопировал (подражание важный этап развития творчества). Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение малыша. Самое главное – подбирать доступные для малыша задания, тогда процесс доставит удовольствие и ребёнку, и взрослому. Хотелось бы отметить, что работа в данной технике не ограничивается только лишь аппликацией и рисованием с помощью нити. Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа имеет смысл дать ребенку задание изобразить его героев. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, цифр, линий, букв и т.д. Удачным будет использование ниткописи после изученной цифры, фигуры или знака, изобразив их на бархатной бумаге. При изучении эмоций человека удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печать и т.д. изменяя только губы, глаза и брови. Для развития фантазии, воображения и речи – выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребенок подумает, на что он похож и дополнит его до образа и составит по образу рассказ или сказку. Вариантов работы с нитями большое множество и зависит от творчества педагога.
3 ноября 2016 в 14:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.